19 ноября в Академическом лицее прошло сразу три значимых мероприятия: межмуниципальная методическая лаборатория по актуальной теме «Лучшие практики наставничества в предпрофессиональной и профессиональной подготовке»; конференция, посвященная десятилетнему юбилею Ассоциации «Образовательное содружество» при ФГБОУ ВО «ЮУрГАУ»; День открытых дверей ФГБОУ ВО «ЮУрГАУ», который посетили более 50 заинтересованных обучающихся 9, 11 классов, а также их родители.
В торжественном открытии и в работе межмуниципальной лаборатории, организованной по совместной инициативе Ассоциации «Образовательное содружество» и МАОУ «Академический лицей», приняли участие не только лучшие педагоги и обучающиеся Академического лицея – наставники и их наставляемые, представившие на суд именитых гостей несколько эксклюзивных наставнических проектов. Программа лаборатории включила в себя и имена людей, которые хорошо известны во всем регионе, на которых как на лидеров в наставнической работе равняются многие педагоги Челябинской области.
В рамках церемонии открытия прозвучали приветственные слова официальных лиц города и области. Среди выступающих были: В.Г. Литовченко, Президент Ассоциации «Образовательное содружество», С.В. Черепухина, ректор ЮУрГАУ, М.М. Горожанина, Председатель Собрания депутатов Чесменского муниципального района, Л.Ю. Яруш, начальник управления образования администрации Варненского муниципального района, Т.В. Ертаева, заместитель начальника управления образования администрации Варненского муниципального района, А.А. Кормилицын, Председатель Собрания депутатов Варненского муниципального района, Е.М. Артемьева, начальник управления образования администрации Чесменского муниципального района.
На пленарном заседании прозвучали важные слова В. В. Путина: «Место наставничеству, верности традициям есть в любом деле. Люди, прогрессивно мыслящие, духовно и нравственно сильные, это хорошо понимают и делают всё, чтобы их начинания имели развитие, чтобы на смену им приходили те, кто сохранит и преумножит достигнутое. Эффективная система мотивации для наставников должна быть создана, и это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков». В речах выступающих постоянно прослеживалась мысль о том, что среди всех педагогических проектов, позволяющих значительно усилить образование в РФ, особенно важна именно роль наставнических. Все отметили, что мероприятие имеет важнейшее значение, так как задача реализации идеи наставничества, поставленная перед школами Президентом страны, может быть решена лишь при тесном взаимодействии педагогов региона, при живом обмене опытом и регулярном совместном анализе лучших практик.
На пленарном заседании с очень интересными докладами, обобщившими реальный опыт наставничества, выступили директора различных школ региона: С.В. Шиховцева, директор МБОУ «Чесменская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза М.Е.Волошина, О.А. Костенко, директор МОУ «СОШ №1» с. Коелга, Ю.М. Бондаренко, директор МОУ «СОШ №1» г.Южноуральска, позже – уже в режиме видеоконференции – с к ним присоединилась Н.В. Косажевская, директор МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр» г. Озерска.
На всех этапах работы лаборатории, в том числе и в выступлении директора Академического лицея Л.Н. Смушкевич (тема: «Внедрение целевой модели наставничества как главный вектор стратегического развития образовательной системы лицея»), звучало то, что она посвящена не столько отдельным проблемам того или иного учебного заведения во внедрении той или иной наставнической практики, что ее главная задача не обмен теоретическими сведениями или даже практическим опытом. Сверхцель – актуализация наставничества как основополагающего подхода в современной образовательной среде и обмен опытом в определении наиболее оптимальных путей развития подрастающего поколения в сфере профессионального образования и связанной с ним наставнической деятельности.
Юрий Михайлович Бондаренко, директор МОУ «СОШ №1» г. Южноуральска, представил доклад на тему: «Наставничество – дорога с двухсторонним движением: составляющие успешного взаимодействия обучающихся МОУ «СОШ №1» г. Южноуральска и преподавателей ФГБОУ ВО «ЮУрГАУ» в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Агрокласс»». Оратором было отмечено, что «наставничество в образовании – это универсальная технология передачи опыта и знаний от наставника к наставляемому через общение, основанное на доверии и партнёрстве». Таким партнерством в данном случае стало сотрудничество МОУ СОШ №1 Южноуральска с Южно-Уральским государственным аграрным университетом. Программа «Агрокласс» реализуется исключительно в современных формах, интересных молодежи, например, «Выбор» – деловая игра, посвященная открытию Агрокласса, о которой подробно рассказал оратор.
Выступление Ольги Анатольевны Костенко, директора МОУ «СОШ №1» с. Коелга, было также посвящено наставничеству. В поле ее интересов оказался образовательный туризм в урочной и внеурочной деятельности, который можно считать важнейшим фактором формирования раннего личностного самоопределения школьников. Рассуждая о специфике мероприятий, ориентированных на профориентацию школьников, О.А. Костенко обратила особое внимание на использование материалов экскурсионно-познавательных маршрутов для обогащения урочной и внеурочной деятельности, а также на первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников – программу «Город мастеров» во внеурочной деятельности МОУ «СОШ №1».
Светлана Евгеньевна Шиховцева, директор МБОУ «Чесменская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза М.Е. Волошина» подобрала очень точную тему для своего выступления, а именно: «Наставничество как возможность познать себя, помочь другим (Из опыта работы МБОУ «Чесменская средняя общеобразовательная школа №1)». Девиз всего ее выступления, которое во многом было посвящено успехам учеников школы №1, стали слова «Наставники не рядом, а вместе!». Именно подобное отношение к наставляемым приносит свои плоды – от 100 баллов по русскому языку до побед во всероссийских конкурсах технической направленности.
Очень важной частью доклада на тему: «Управленческая деятельность администрации школы в создании условий реализации профессионального обучения» Алексея Анатольевича Кормилицына, директора МОУ СОШ п. Новый Урал с 2010 по 2020 гг., стала специфика создания материально-технических условий для реализации профессионального обучения специальностям «Сварщик» и «Портной». Докладчик отметил, что любой наставник должен стремится к формированию важнейшего личностного навыка своего наставляемого: «понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес».
Продолжая разговор о том, что наставничество – реальный способ не формальной, а грамотной и очень успешной профориентации, нужно упомянуть и о таком интересном этапе работы межмуниципальной лаборатории, как «Конвейер практик». Ведущие педагоги из МАОУ «Академический лицей» и МОУ «СОШ № 61» выступили с презентацией наиболее успешных практик наставничества. Например, П.А. Труфанов, к.п.н., заведующий лабораторией «Мехатроники, моделирования и прототипирования», учитель технологии МАОУ «Академический лицей», рассказал о реализации групповых проектов по направлению наставничества в рамках проектной и исследовательской деятельности при подготовке обучающихся к олимпиадам и конкурсам технической направленности. Н.Л. Калугина, к.п.н., заведующая кафедрой непрерывного естественнонаучного образования, учитель химии МАОУ «Академический лицей», совместно с учителем химии А.Л. Абрамовой представила наставничество как средство предпрофессиональной подготовки обучающихся к профессии лаборант химического анализа. А.В.Литвин, к.п.н., заведующий лабораторией информатики и ИКТ, учитель информатики МАОУ «Академический лицей», и Т.А. Таянова, к.ф.н., заведующая кафедрой русского языка и литературы, член Союза российских писателей, выступили с совместным докладом «Механизм наставничества как средство формирования метапредметных компетенций обучающихся классов профиля «математика – информатика»». К ним присоединился и их наставляемый Максим Рожков из 11А класса МАОУ «Академический лицей», который с этого года успешно пробует себя еще и в качестве наставника.
Мы попросили А.В. Литвина прокомментировать свое участие в межмуниципальной лаборатории, ведь он является одним из главных действующих лиц в реализации модели «Наставничество», инициатором проекта «proБУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ»: «Кафедра информатики является опорной площадкой для реализации целевых моделей наставничества инженерно-технологического направления подготовки. В своем выступлении я сосредоточил внимание на формировании и внедрении системы наставничества как инструменте, позволяющем существенно повысить качество образования в соответствии с запросами участников образовательных отношений МАОУ «Академический лицей» и обеспечить подготовку выпускников в соответствии с международными стандартами в условиях неопределенности и быстроизменяющегося внешнего мира. Кроме того, я представил эффективную реализацию задач профессионального самоопределения, развития лидерских, организационных, коммуникативных навыков и метакомпетенций обучающихся. Я рассказал собравшимся о запущенных нами и уже проведенных мероприятиях, а именно: организация работы школы программирования «ИТ-школа – 2021», региональный вебинар по организации проектной деятельности в Челябинской области (обучающиеся нашего лицея являются наставниками школьников региона), проведен интеллектуальный турнир «КВИЗ», приуроченный ко Дню лицеиста. Основной задачей, которую мы с ребятами поставили на ближайший месяц, является распространение опыта наставничества в сети Интернет. Нами разработан сайт «proБУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ», группа в Вконтакте, канал на Ютубе, создан инстаграм-аккаунт. Сейчас мы активно наполняем данные цифровые площадки интересным и познавательным контентом».
Максим Рожков, 11А, наставляемый А.В. Литвина, рассказал о своем выступлении следующее: «Я познакомил участников межмуниципальной лаборатории с темой, которую не первый месяц исследую и внедряю в рамках модели «Наставничество». Она звучит так: «Разработка автоматизированной информационной системы для библиотеки Академического лицея». Целью данного проекта является создание приложения для учёта книг и внедрение его в библиотеку Академического лицея. Я рассказал о стадиях и этапах разработки данного приложения и об общей схеме работы систем для учёта книг. Слушавшие меня педагоги из школ нашего региона сошлись во мнении, что наши с А.В. Литвиным разработки, могут пригодиться любому современному учебному заведению».
Как мы уже писали выше, день 19 ноября выдался очень насыщенным, потому сразу по завершении работы межмуниципальной лаборатории стартовала другая площадка – конференция, посвященная 10-летнему юбилею Ассоциации «Образовательное содружество» при ФГБОУ ВО «ЮУрГАУ», активным участником которой является наш лицей. На ней было рассмотрено много значимых вопросов: от истории создания Ассоциации «Образовательное содружество» и основных результатов деятельности (доклад Литовченко В.Г.) до роли сетевого партнерства в рамках ассоциации (доклад Черепухиной С.В.) и активных форм сетевого взаимодействия образовательных организаций-членов Ассоциации (доклад Смушкевич Л.Н.).
Благодаря насыщенной работе все участники встречи, прошедшей 19 ноября, могут сказать о себе, что внесли свой вклад в процесс, направленный на развитие профессиональной среды наставничества в Российской Федерации. Обмен лучшими наставническими практиками способствует развёртыванию движения наставничества, тиражированию подобных практик, повышению социального статуса наставника, признанию его роли и места в обществе. Важно понимать, практики наставничества, связанные с профессиональным самоопределением детей, управляющие траекторией развития подростков, уровнем их мотивации и творческой активности, – бесценный вклад не только в их личное будущее, но и в будущее всей страны.
Пресс-центр Академического лицея