10 тысяч южноуральцев снизили кадастровую стоимость своей
недвижимости в комиссии при Управлении Росреестра
В Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области на протяжении практически 9 лет для заявителей работает комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости недвижимого имущества. За это время, обратившись в неё, около 10 тысяч южноуральцев снизили кадастровую стоимость более 16,5 тысяч объектов.
Наряду с оказанием государственных услуг по постановке на кадастровый учет и госрегистрации прав и сделок с объектами недвижимого имущества Росреестр предоставляет своим заявителям предусмотренную законодательством возможность досудебного снижения кадастровой стоимости недвижимого имущества. Функционирование данного механизма доступно в ходе обращения в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Такие специальные комиссии созданы в территориальных органах ведомства во всех регионах России. При Управлении Росреестра по Челябинской области комиссия действует с октября 2012 года и проводит свои заседания на постоянной основе. В рамках действия ограничительных мер в период пандемии коронавирусной инфекции работа комиссии не прекращалась, а перешла в дистанционный формат. Деятельность комиссии востребована у граждан и юридических лиц, не согласных с размером кадастровой стоимости принадлежащих им объектов недвижимости, которая была установлена по результатам массовой кадастровой оценки. Об этом говорят итоги работы по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Следует сказать, что Челябинская область занимает лидирующие позиции среди других территориальных органов Росреестра в Уральском федеральном округе по количеству заявлений в комиссию от желающих оспорить кадастровую стоимость недвижимости. С начала работы и по 2020 год включительно в комиссию при челябинском Управлении Росреестра поступило около 13 тысяч обращений от южноуральцев, практически по 10 тысячам заявлений были приняты решения о снижении оспариваемой кадастровой стоимости до уровня рыночной, а это свыше 16, 5 тысяч объектов недвижимого имущества. Из них только за прошедший год в результате рассмотрения комиссией принятых обращений более 700 граждан и юридических лиц снизили кадастровую стоимость 902 объектов.
Напомним, до конца 2021 году в комиссию Управления Росреестра по Челябинской области еще можно обращаться по вопросам снижения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (ОКС). Начиная с 1 января 2023 года, полномочия по пересмотру кадастровой стоимости недвижимого имущества, находящегося на территории региона, будут переданы бюджетному учреждению «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области», а до указанной даты пересмотреть кадстоимость недвижимости возможно в комиссии, действующей при областном Министерстве имущества.
Пресс-служба Управления Росреестра по Челябинской области
«Дачная амнистия 2.0»: Росреестр предложил
упростить оформление прав наследников
Управление Росреестра по Челябинской области сообщает южноуральцам о законодательной инициативе ведомства по упрощению оформления прав наследников на землю по документам старого образца.
Росреестр разработал проект федерального закона, предусматривающий новые возможности для граждан в части оформления прав на земельные участки и объекты недвижимого имущества. Предлагаемые правовые механизмы позволят решить проблему переоформления прав по документам старого образца, а также легализовать построенные жилые дома на участках, в отношении которых отсутствуют правоустанавливающие документы.
Законопроект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В настоящее время документ проходит процедуру общественного обсуждения.
Все права граждан постоянного пользования и пожизненного наследуемого владения будут признаны правом собственности
Как заявил статс-секретарь – заместитель руководителя ведомства Алексей Бутовецкий, с 2006 года «дачной амнистией» воспользовались более 14 млн заявителей, однако у граждан на руках по-прежнему имеются свидетельства на землю и другие документы старого образца.
В настоящее время вопрос оформления прав наследников на земельные участки, которые были предоставлены предыдущим хозяевам на праве постоянного (бессрочного) пользования, остается одним из нерешённых в законодательстве. Например, если гражданину был предоставлен в постоянное пользование огородный земельный участок, на котором строить нельзя, то несмотря на использование земельного участка на протяжении десятков лет, он не перейдет по наследству ни его детям, ни внукам. Этот участок придется приобретать на общих основаниях у органов публичной власти. Законодательная инициатива Росреестра направлена на решение данного вопроса.
«С одной стороны, причиной того, что «старые» права до сих пор не переоформлены, является сама по себе необходимость «похода» в органы регистрации прав. С другой стороны, дальнейшее развитие земельного законодательства требует завершения земельной реформы 90-х годов. В связи этим Росреестр предлагает признать права собственности граждан на земельные участки в силу закона. Таким образом, все права граждан постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения в силу закона будут признаваться правом собственности независимо от вида их разрешенного использования», – отметил Алексей Бутовецкий.
Законопроект решит проблему легализации построенных хозспособом жилых домов
Вслед за первой волной «дачной амнистии» закон позволит решить многолетнюю проблему, когда люди не в силах легализовать и оформить свое жилье, построенное ещё в советский период. При этом «дачная амнистия 2.0» позволяет подтвердить право собственности даже в случае, если у гражданина нет на руках всех правоустанавливающих документов.
«Многие граждане сегодня лишены возможности оформить право собственности на свои жилые дома, хотя пользуются ими долгие годы, большинство – еще с советских времен. Проблема – в отсутствии необходимых документов как на сами жилые дома, так и на земельные участки под ними и, соответственно, в невозможности оформить одно без другого. Эти дома могут числиться учтенными в старых документах совхозного (колхозного) учета, похозяйственного учета бывших поселковых советов, в учетных документах бывших БТИ. Однако этого сейчас недостаточно для внесудебного и простого оформления прав. Законопроект предлагает комплексное решение вопроса: в упрощенном порядке оформить права на жилые дома, построенные ещё в советский период, и земельные участки под ними в собственность бесплатно», – отметил Алексей Бутовецкий.
Чтобы воспользоваться таким упрощенным порядком, жилой дом должен отвечать нескольким требованиям: должен быть построен до мая 1998 года (период до вступления в силу первого Градостроительного кодекса Российской Федерации), находиться в границах населенного пункта; быть расположенным на государственной или муниципальной земле.
Граждане должны будут подать заявление в орган местного самоуправления о предоставлении участка под существующим домом и приложить любой документ, подтверждающий факт владения домом (документы о выделении земли, об уплате коммунальных услуг, документ о проведении государственного технического учета и (или) технической инвентаризации). Возможны и другие документы, их перечень вправе дополнительно определить региональные власти. Регистрацию права собственности предлагается осуществлять одновременно и на земельный участок, и на сам жилой дом – по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставившего земельный участок.
Предлагается сделать бессрочным действующий до 2026 года упрощенный порядок регистрации прав на «бытовую недвижимость»
Чтобы создать более комфортные условия для оформления прав граждан на садовые и жилые дома, Росреестр предлагает сделать постоянным действующий до 2026 года упрощенный порядок регистрации прав на жилые и садовые дома.
Это актуально, поскольку введенный с 4 августа 2018 года уведомительный порядок строительства жилых домов предусматривает встречный ответ уполномоченного органа (уведомление о соответствии или несоответствии), что, по сути, гражданами приравнивается к получению разрешения на строительство.
Реализация жилищных прав граждан, проживающих в многоквартирных домах
Кроме того, законопроект предлагает образовывать земельные участки под многоквартирными домами не только путем подготовки проекта межевания территории, но и на основании схемы расположения на кадастровом плане территории, подготовленной с соблюдением процедуры общественных обсуждений. Это позволит ускорить процесс оформления земли под многоквартирными домами в первую очередь для целей защиты жилищных прав граждан на придомовые территории.
Справочно:
«Дачной амнистией» называют упрощенный порядок оформления прав граждан на земельные участки и отдельные виды зданий и сооружений, в том числе дачные и садовые дома, гаражи и хозяйственные постройки. При таком порядке не требуются разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. 18 ноября 2020 года Государственная Дума приняла закон о продлении «дачной амнистии» на пять лет – до 1 марта 2026 года.
Южноуральцы смогут самостоятельно заказывать комплексные кадастровые работы
Жители Челябинской области, являющиеся владельцами дачных соток, гаражей в ГСК или проживающие в частном секторе, смогут сами заказывать проведение комплексных кадастровых работ. Региональное Управление Росреестра сообщает, что возможность такой инициативы закреплена в правовом поле. Федеральный закон, устанавливающий это, вступил в силу 23 марта 2021 года.
Теперь заказчиками комплексных кадастровых работ (ККР) вправе выступать исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, а также заинтересованные в выполнении ККР граждане и юридические лица. Эти работы могут быть проведены в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества, территории, используемой гаражным кооперативом или товариществом собственников жилья, а также единого, неразрывного элемента планировочной структуры. Сейчас выполнение комплексных работ стало возможно, в том числе и за счет внебюджетных средств. Напомним, что прежде заказчиками ККР могли выступать исключительно уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района/ округа или администрации городов, которые в соответствии с ранее действующим порядком финансирования работ осуществляли их только за счет средств направленных из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ, а также муниципалитетов.
Если в первом случае, когда заказчиком является орган местного самоуправления, комплексные работы всегда проходят на основании контракта в рамках целого кадастрового квартала (нескольких смежных кварталов) за счет бюджетных средств и в массовом порядке, то инициируемые председателем садового некоммерческого товарищества (СНТ) или гаражного строительного кооператива (ГСК), а также его членами, и собственниками объектов жилой застройки частного сектора комплексные кадастровые работы будут выполняться на основании договора подряда.
Заместитель руководителя Управления Росреестра по Челябинской области Марина Воронина: «Таким образом, теперь заинтересованные лица смогут объединиться и не ждать решения местной администрации о выделении финансирования и проведении комплексных кадастровых работ, а самостоятельно заказать их на своей территории. Одним из главных преимуществ закона для садоводов, участников гаражных кооперативов или жителей частного сектора является значительное снижение затрат при выполнении ККР за счет объединения усилий по их проведению. В итоге границы участков и местоположение домов, например, во всем товариществе единовременно устанавливаются по одному документу – карта-плану территории. Это, безусловно, позволяет решить все земельные споры в том же СНТ, при этом существенно уменьшив цену кадастровых работ для конкретного садовода. Ведь если пересчитать стоимость ККР в расчете на один земельный участок, получится, что она в разы ниже той, которую владельцу земли придется заплатить при индивидуальном межевании участка».
Кроме того, осуществление комплексных кадастровых работ, при которых одновременно уточняется большая группа смежных земельных участков и снижается риск появления реестровых ошибок в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), способствует наполнению реестра недвижимости достоверными и актуальными сведениями об объектах.